08.12 Книги русских писателей -анималистов.
В.Бианки: "Кукушонок", "Красная горка", "Хвосты", "Кто чем поёт", "Лесные домишки", " Сосунки в лесу", " Заботливые родители",
" Лесные разведчики"
К.Г.Паустовский: " Барсучий нос", " Кот-ворюга"
19.10 Знаменитые русские сказочники (классики и современники)
1. А.Пушкин Сказки.
2. П.Ершов " Конёк -Горбунок"
3 . П.Бажов " Малахитовая шкатулка"
4. Б.Гримм " Сказки"
5. Х К Андерсен "Сказки"
6. Д.Родари " Сказки"
21.04 Книги о животных и природе.
1. Виталий Бианки:
Первое яйцо; Сосунки в снегу; Весенняя хитрость, Зимние гости собираются в путь; Обвалы; Сырые квартиры; Чьи это ноги? Хвосты.
2.Н.И.Сладков:
Как медведя переворачивали; Зимние долги; Заячий хоровод.
3. Г.А.Скребицкий:
Лесной голосок; Речной волк; Торопливый ножик; Домик в лесу; четыре художнику
4 . Е.И.Чарушин:
Утка с утятами; Дятлы с птенцами; Зайчата; Волчица с волчатами; Лосиха с лосёнком; Рысь и рысёнок
5. Э.Ю.Шим
Что белки пьют? Цветы и солнышко; Полосы и пятнышки; Жук на ниточке.
30.11 Великие сказочники мира
1. А.С.Пушкин " сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"
2. Братья Гримм "Шесть лебедей."
3. Г.Х.Андерсен " Гречиха"
4. Шарль Перро " Подарки феи"
5. С.Т.Аксаков " Аленький цветочек"
6. Д.Р.Киплинг " Маугли"
7. Д.Н.Мамин-Сибиряк " Алёнушкины сказки"
Рассказы о детях.
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.

Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Виктор Голявкин «Вот что интересно!»
Когда Гога начал ходить в первый класс, он знал только две буквы: О — кружочек, и Т — молоточек. И всё. Других букв не знал. И читать не умел.
Бабушка пыталась его учить, но он сейчас же придумывал уловку:
— Сейчас, сейчас, бабуся, я тебе вымою посуду.
И он тут же бежал на кухню мыть посуду. И старенькая бабушка забывала про учебу и даже покупала ему подарки за помощь в хозяйстве. А Гогины родители были в длительной командировке и надеялись на бабушку. И конечно, не знали, что их сын до сих пор читать не научился. Зато Гога часто мыл пол и посуду, ходил за хлебом, и бабушка всячески хвалила его в письмах родителям. И читала ему вслух. А Гога, устроившись поудобней на диване, слушал с закрытыми глазами. «А зачем мне учиться читать, — рассуждал он, — если бабушка мне вслух читает». Он и не старался.
И в классе он увиливал как мог.
Учительница ему говорит:
— Прочти-ка вот здесь.
Он делал вид, что читает, а сам рассказывал по памяти, что ему бабушка читала.
Учительница его останавливала.
Под смех класса он говорил:
— Хотите, я лучше закрою форточку, чтобы не дуло.
Или:
— У меня так кружится голова, что я сейчас, наверное, упаду...
Он так искусно притворялся, что однажды учительница его к врачу послала.
Врач спросил:
— Как здоровье?
— Плохо, — сказал Гога.
— Что болит?
— Всё.
— Ну, иди тогда в класс.
— Почему?
— Потому что у тебя ничего не болит.
— А вы откуда знаете?
— А ты откуда знаешь? — засмеялся врач.
И он слегка подтолкнул Гогу к выходу.
Больным Гога больше никогда не притворялся, но увиливать продолжал.
И старания одноклассников ни к чему не привели. Сначала к нему Машу-отличницу прикрепили.
— Давай будем серьезно учиться, — сказала ему Маша.
— Когда? — спросил Гога.
— Да хоть сейчас.
— Сейчас я приду, — сказал Гога. И он ушел и не вернулся.
Потом к нему Гришу-отличника прикрепили. Они остались в классе. Но как только Гриша открыл букварь, Гога полез под парту.
— Ты куда? — спросил Гриша.
— Иди сюда, — позвал Гога.
— Зачем?
— А здесь нам никто мешать не будет.
— Да ну тебя! — Гриша, конечно, обиделся и сейчас же ушел.
Больше к нему никого не прикрепляли.
Время шло. Он увиливал.
Приехали Гогины родители и обнаружили, что их сын не может прочесть ни строчки. Отец схватился за голову, а мать за книжку, которую она привезла своему ребенку.
— Теперь я каждый вечер, — сказала она, — буду читать вслух эту замечательную книжку своему сыночку.
Бабушка сказала:
— Да, да, я тоже каждый вечер читала вслух Гогочке интересные книжки.
Но отец сказал:
— Очень даже напрасно вы это делали. Наш Гогочка разленился до такой степени, что не может прочесть ни строчки. Прошу всех удалиться на совещание.
И папа вместе с бабушкой и мамой удалились на совещание. А Гога сначала заволновался по поводу совещания, а потом успокоился, когда мама стала ему читать из новой книжки. И даже заболтал ногами от удовольствия и чуть не сплюнул на ковер. Но он не знал, что это было за совещание! Что там постановили!
Итак, мама прочла ему полторы страницы после совещания. А он, болтая ногами, наивно воображал, что так и будет дальше продолжаться. Но когда мама остановилась на самом интересном месте, он опять заволновался. А когда она протянула ему книгу, он еще больше заволновался.
— А дальше читай сам, — сказала ему мама.
Он сразу предложил:
— Давай я тебе, мамочка, вымою посуду.
И он побежал мыть посуду.
Но и после этого мама отказывалась читать.
Он побежал к отцу.
Отец строго сказал, чтобы он никогда больше не обращался к нему с такими просьбами.
Он сунул книгу бабушке, но она зевнула и выронила ее из рук. Он поднял с пола книгу и опять отдал бабушке. Но она опять выронила ее из рук. Нет, раньше она никогда так быстро не засыпала в своем кресле! «Действительно ли, — думал Гога, — она спит, или ей на совещании поручили притворяться?» Гога дергал ее, тормошил, но бабушка и не думала просыпаться.
А ему так хотелось узнать, что дальше происходит в этой книжке!
В отчаянии он сел на пол и стал рассматривать картинки. Но по картинкам трудно было понять, что там дальше происходит.
Он принес книгу в класс. Но одноклассники отказывались ему читать.
Даже мало того: Маша тут же ушла, а Гриша вызывающе полез под парту.
Гога пристал к старшекласснику, но тот щелкнул его по носу и засмеялся.
Как дальше быть?
Ведь он так никогда и не узнает, что дальше в книге написано, пока не прочтет ее.
Оставалось учиться.
Читать самому.
Вот что значит домашнее совещание!
Вот что значит общественность!
Он вскорости прочел всю книгу и много других книг, но по привычке никогда не забывал сходить за хлебом, вымыть пол или посуду. Вот что интересно!
Виктор Голявкин «Два подарка»
В день рождения папа подарил Алёше ручку с золотым пером. На ручке были выгравированы золотые слова:
«Алёше в день рождения от папы».
На другой день Алёша со своей новой ручкой пошел в школу. Он был очень горд: ведь не у каждого в классе ручка с золотым пером и золотыми буквами! А тут учительница забыла дома свою ручку и попросила на время у ребят. И Алёша первый протянул ей свое сокровище. И при этом подумал: «Мария Николаевна обязательно заметит, какая замечательная у него ручка, прочтет надпись и скажет что-нибудь вроде: «Ах, каким красивым почерком написано!» или: «Какая прелесть!» Тогда Алёша скажет: «А вы взгляните на золотое перо, Мария Николаевна, самое настоящее золотое!»
Но учительница не стала разглядывать ручку и ничего такого не сказала.
Она спросила урок у Алёши, но он его не выучил.
И тогда Мария Николаевна поставила в журнал двойку золотым пером и вернула ручку.
Алёша, растерянно глядя на свое золотое перо, сказал:
— Как же так получается?.. Вот так получается!..
— Ты о чем, Алёша? — не поняла учительница.
— О золотом пере... — сказал Алёша. — Разве можно ставить двойки золотым пером?
— Значит, сегодня у тебя не золотые знания, — сказала учительница.
— Выходит, папа подарил мне ручку, чтобы мне ею двойки ставили? — сказал Алёша. — Вот так номер! Какой же это подарок?!
Учительница улыбнулась и сказала:
— Ручку тебе папа подарил, а сегодняшний подарок ты себе сам сделал.
Настоящая дружба
У Андрюшки было много друзей во дворе. Некоторые даже ходили уже в школу, но такого маленького друга у него ещё никогда не было.
Этот новый друг Вадик знал несколько слов
и большую часть времени спал в коляске. И тем не менее он был настоящий друг.
При виде Андрюши он ещё издали кричал:
— А-а-а!
Всё, что у него было в руках, он
протягивал своему другу и говорил:
— На!
А однажды, когда на Андрюшу залаяла
большая собака, Вадик так громко заплакал, что собака поджала хвост и замолчала.
Зато Андрюша, как друг, водил малыша за
руку, и благодаря этому Вадик быстро научился самостоятельно ходить. Ведь
Андрюша сам в своё время не сразу научился ходить самостоятельно и, наверное,
помнил об этом.
А когда мама Вадика отлучалась, всегда следил,
чтобы друг его не вывалился из коляски, и Вадик, хорошо понимая это, протягивал
ему руки и говорил:
— Угу.
Андрюша часто дарил ему какую-нибудь свою
игрушку, и Вадик радостно кричал:
— Ага!
Теперь Андрюша ходит уже в школу и,
говорят, не очень-то смирно сидит за партой, а Вадик вовсю бегает и ни минуты
не желает сидеть в коляске.
И они по-прежнему друзья.
Дудочка и кувшинчик
Поспела в лесу
земляника.
Взял папа
кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику
дали блюдечко.
Пришли они в лес
и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и
говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи
собирай.
Женя вытерла
кувшинчик лопухом и стала ходить.
Ходила-ходила,
смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком.
Видит — у всех
земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на
блюдечке две ягоды.
— Мама, почему у
всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую
полянку.
— А ты хорошо
искала?
— Хорошо. Там ни
одной ягоды, одни только листики.
— А под листики
ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь!
Надо заглядывать.
— А почему
Павлик не заглядывает?
— Павлик
маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже
девочка довольно высокая.
А папа говорит:
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать.
Гляди, как я делаю.
Тут папа присел,
нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой,
приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо, —
сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на
свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под
листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя
рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро
Жене надоело сидеть на корточках.
«Хватит с меня,
— думает. — Я уж и так, наверное, много набрала».
Встала Женя на
ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды.
Совсем мало!
Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять
на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в
кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.
«Ну, — думает, —
так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся да нагибайся. Пока
наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду поищу
себе другую полянку».
Пошла Женя по
лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на
глаза лезет и в кувшинчик просится.
Ходила-ходила,
полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего
делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод,
заглянула в пустой кувшинчик и думает: «Что же теперь делать? Хоть бы мне
кто-нибудь помог!»
Только она это
подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез
небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и
поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка, — говорит.
— Здравствуй,
дяденька.
— Я не дяденька,
а дедушка. Аль не узнала? Я старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник
над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня,
дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у
меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на
глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да
нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил
старик-боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:
— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она
заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул
старик-боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама
собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули
ягоды.
— Перестань,
дудочка.
Дудочка
перестала, и ягодки спрятались.
Обрадовалась
Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не
могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень
понравился.
— Хорошо. С
большим удовольствием.
Отдала Женя
старику-боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей
побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка
заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали
поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под
листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними
высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом
выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу
показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми
семечками.
И скоро вся
полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на
солнце и тянулись к дудочке.
— Играй,
дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!
Дудочка заиграла
быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало
видно листиков.
Но Женя не
унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла
ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это
был не лес, а музыкальный ящик.
Пчёлы перестали
сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу; птенцы
малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины,
и в восхищении разинули жёлтые рты; грибы поднимались на цыпочки, чтобы не
пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим
сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая
чудной музыкой.
«Вот теперь-то я
начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и
самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и
ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая
дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты
разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя
назад к старику-боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо, —
отвечает старик-боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик,
только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя
старику-боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и
поскорее побежала обратно на полянку.
Прибежала, а там
уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик
есть — дудочки не хватает. Как тут быть?
Подумала Женя,
подумала и решила опять идти к старику-боровику, коренному лесовику за
дудочкой.
Приходит и
говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только
ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне
самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе
не дам дудочку.
Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они
без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне
непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты какая
хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки,
одним кувшинчиком.
— Не обойдусь,
дедушка.
— А как же
другие-то люди обходятся?
— Другие люди к
самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают да и берут ягоду за
ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью замечают, а четвёртая
мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока
наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! —
сказал старик-боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у
него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается,
просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой
дудочки.
С этими словами
старик-боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела
на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький
Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под
листики и стала проворно брать ягоду за ягодой.
Одну берёт, на
другую смотрит, третью замечает, а четвёртая мерещится…
Скоро Женя
набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница, —
сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?
— Ничего,
папочка. Мне кувшинчик помогал.
И пошли все
домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком,
а маленький Павлик с полным блюдечком.
А про дудочку
Женя никому ничего не сказала.
Комментариев нет:
Отправить комментарий